Тамара Каминская - autoritaire (autoritaire) wrote,
Тамара Каминская - autoritaire
autoritaire

Category:

Важнейшее из искусств (Тамара Каминская - autoritaire)



Оригинал взят у autoritaire в Важнейшее из искусств (Тамара Каминская - autoritaire)





Телевизор почти не смотрю уже давно. Даже новости читаю в интернете. Правда, когда готовлю обед, телевизор иногда включаю, но скорее слушаю, чем смотрю. К счастью, как раз днём на одном из каналов идут милицейские сериалы, которые, при всей своей бездарности, всё же меньше действуют на нервы, чем всё остальное, чем готов поделиться со мной телевизор. В связи с этим вспоминаются телевизионные программы советского телевидения, претензии к которым, конечно же, были, а как же без этого, но качество передач, их разнообразие и направленность каждой из них на свою целевую аудиторию просто и сравнивать с сегодняшним телепродуктом невозможно. Сравнивать же советское кино и современное российское, об украинском и говорить нечего, ибо его ещё поискать нужно, не то что невозможно - неприлично.
А ведь тогда, в советское время, хорошее кино создавалось не только в СССР, но и во многих соцстранах.
Решила сделать несколько сюжетов о кино социалистических стран. Есть у меня второй ЖЖ - katani08, который, в отличии от этого, по большей части посвящён всем видам искусств, а также астрономии, географии и пр. Задумывался он как маленькая культурная энциклопедия для поколения внуков, поколения, которое книгам предпочитает компьютер и информацию из интернета.

Первым сюжетом получился сюжет о кино социалистической Чехословакии. Почему именно Чехословакии? Да просто вспомнился студенческий стройотряд 1968-го года, когда наш отъезд из Чехословакии задержался на несколько дней из-за известных августовских событий того года, вспомнилось, что указатель шкалы моего приёмничка Spidola постоянно стоял на отметке Прага и я слушала Карела Готта, Вальдемара МатУшку, Хелену Вондрачкову. Да что там, просто вспомнилось... Поэтому решила и с другими поделиться своими воспоминаниями и фильмами.


Оригинал взят у katani08 в Банджо и кларнеты, лассо, пистолеты... - Кино социалистической Чехословакии





                           Два фрагмента из музыкальной кинокомедии "Если бы тысяча кларнетов" - Kdyby tisíc klarinetu (1964)
                           "Я Вас люблю" - поют Хана Хегерова, Вальдемар МатУшка и Карел Готт
                           "Тереза" - поёт Вальдемар МатУшка


В 1960-х - 1970-х годах чехословацкий кинематограф переживал свой расцвет. Снимались фильмы разной тематики, но, по прошествии времени, в памяти остаются только некоторые, такие, которые с интересом смотрятся в любом возрасте и в любые времена. Кинематограф социалистической Чехословакии заявил себя как создатель замечательных музыкальных комедий, детских сказок, детективов и пародий на зарубежные детективы и вестерны. Появилось много замечательных режиссёров и актёров. Среди актёров есть два очень ярких имени - Вальдемар МатУшка и Карел Готт, которые, в первую очередь, были, а Карел Готт остаётся им и поныне, прекрасными певцами.







"Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино" - эта фраза Ленина, сказанная им в беседе с Луначарским в феврале 1922 года, и сегодня, почти 100 лет спустя, актуальна, несмотря на то, что в кинотеатры теперь ходят мало. Но фильмы в каждый дом услужливо подбрасывает телевизор, а уж если в доме есть хотя бы один компьютер... А он теперь есть почти в каждом доме, то просмотр фильмов в режиме живого времени или их скачивание со всевозможных сайтов доступно владельцу компьютера практически без ограничений. Сегодня, когда книга отошла на второй план, именно кинопродукция формирует у наших детей представление о мире и именно поэтому очень важны содержание фильмов и манера подачи информации, которую они в себе несут.

Всё вышесказанное объясняет, почему в СССР и в социалистических странах кинопродукции уделялось столько внимания - государство оплачивало кинопроизводство, а раз так, то и имело полное право выставлять определённые требования к содержанию и качеству фильмов.

В "мрачные" коммунистические времена в ЧСРР (Чехословацкой социалистической республике) снималось много фильмов, благо, что ещё с довоенных времён в стране существовала киностудия "Баррандов" ("Barrandov Studios"), которая была одной из лучших кинофабрик в Европе.
Кинокомпания была основана в 1921 году братьями Гавелами - Вацлавом и Милошем и была их собственностью. Один из братьев, Вацлав, - отец Вацлава Гавела младшего - президента посткоммунистической Чехословакии, а потом, по результатам своего "умелого" правления, только одной Чехии.
В 1931 году началось строительство киностудии "Баррандов", а в 1933 году киностудия выпустила свой первый фильм.

Начиная с 1938 года и до освобождения Чехословакии от немецко-фашистских захватчиков советскими войсками - во времена протектората, как это называют в Чехии сегодня, киностудия была конфискована у её владельцев и работала на благо Третьего рейха.

После войны, ещё до прихода к власти в Чехословакии коммунистов
(25 февраля 1948 года), киностудия была национализирована. Об этом во время войны мечтали чешские режиссёры и сценаристы. Им хотелось независимости творческого процесса от денег и, похоже, несмотря на дальнейшую цензуру, они получили относительную свободу творчества,
так как доходы киностудии "Баррандов" напрямую зависели от сборов в кинотеатрах, что давало возможность не рассчитывать на помощь государства в процессе создания фильмов.
Точно не знаю, но это даёт основание полагать, что киностудия в экономическом плане была кооперативом, а не государственным предприятием.

А по поводу Вацлава Гавела, думаю, что именно отъём студии у его родственников сделал из него в своё время диссидента. Хотя, видит Бог, не коммунисты первые начали.)))

Прекрасная материально-техническая база студии способствует тому, что на ней снимались и продолжают сниматься зарубежные фильмы, в том числе снимались там и советские фильмы. Так знаменитый фильм "Весна" Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли в 1947 году снималась именно там.
Там же снимал в 1998 году Никита Михалков своего сибирского брадобрея, пардон, "Сибирского цирюльника".
Много фильмов снимают на киностудии "Баррандов" сегодня американцы, поскольку производство фильмов здесь обходится намного дешевле, чем в Штатах.
Но вот чего сейчас не делает эта знаменитая киностудия, так это не снимает чешское кино. Оно - чешское кино, вроде бы, существует, его даже иногда кто-то видит, а вот где оно снимается, сие тайна великая есть. Обусловлено это тем, что, теперь уже приватизированное чешское кинопроизводство, кудряво живёт на деньги, вырученные от производства зарубежных фильмов и рекламы, а потому не нуждается в тех небольших деньгах, которые могут заплатить ему чешские кинематографисты. Именно так рынок, он же базар, сказал своё веское слово и поставил точку в споре о том, что в искусстве важней: творческие идеи или деньги. Что навевает философские и не очень весёлые мысли.

Но что бы и как не происходило в жизни стран и народов, просто жизнь сама по себе стоит того, чтобы её проживать - проживать весело, но с достоинством.



Эта жизнь стоит того
Поёт Вальдемар МатУшка

Смотреть и слушать дальше
Tags: Чехословакия, кино, кино социалистических стран
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments