Тамара Каминская - autoritaire (autoritaire) wrote,
Тамара Каминская - autoritaire
autoritaire

Музыка и политика (Тамара Каминская - autoritaire)





Вот и к музыке сегодня ухитряются политику привязать. На днях нашла хорошее исполнение "Всенощной" Рахманинова, но дикое раздражение вызвало вступление, прочитанное Игорем Квашей. С фарисейским сожалением в нём говорится о том, что, дескать, произведение это в советскую пору было под запретом и 60 лет не исполнялось в России, а ещё больше времени был закрыт доступ верующим в Успенский собор Московского Кремля. Мол, пролетарская революция требовала жертв, а потому косила всё духовное направо и налево.

Этакий расчёт на наивного и живущего исключительно чувствами верующего человека.
Был богоборческий период у советской власти, но связан он был, в первую очередь, с тем, что среди руководителей революции было слишком много инородцев, которым духовное наследие русского народа было не дорого и которые видели в православии как философском учении конкурента. Да и к пролетариату симпатий у этой группы революционеров особых не было. Хотела назвать их иноверцами, но они то как раз были людьми неверующими, хотя, безусловно, семейное воспитание своё получили в тех религиозных традициях, которые были этим семьям свойственны. Но в конце 30-х они получили заслуженный окорот от Сталина. А потом, если посчитать, то выходит, что исполнялась рахманиновская "Всенощная" в советское время и было это в 1917 + 60 = 1977 году. Почему не исполнялась раньше? Ну, это нужно спросить церковных регентов, почему не исполняли - произведение это, написанное a capella, предполагает, что петь его должны в церкви. Можно, конечно, и на сцене, но, поскольку религиозные праздники в советское время государственными не были, то и поводов для такого исполнения было меньше. Рискуя прослыть антисемиткой, хотя термин этот сам по себе идиотский, могу сказать: инородцы опять же.))) Никто ведь спорить не будет, что среди дирижёров их большинство. Ну, и зачем им православные песнопения?))) А, если серьёзно, то для настоящего музыканта это значения, конечно, не имеет - важен музыкальный материал. Просто произведение это казалось несовременным, немодным что ли. А потом, как это обычно бывает, достаётся что-то из бабушкиного сундука и опять идёт в ход, но уже в новом качестве.

И потом этот упор на пролетарском характере революции... Да пока процессы приобрели характер, действительно пролетарский, то есть такой, который полезен был бы пролетариату, воды много утекло. И почему бы при этом не посокрушаться, что сегодня показную религиозность не только вернули, но и навязывают всяческими способами, а вот бесплатные образование всех уровней и медицину волки съели. И теперь люди вынуждены христорадничать, если кому-то нужна сложная операция. О всём прочем и говорить не хочется.






Сергей Рахманинов - Всенощная (1915)

Справка.

Всенощное бдение (разговорное - всенощная) - общественное богослужение установленного чинопоследования в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета. Всенощное бдение совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни. Это богослужение называется всенощным, потому что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Tags: "Всенощная", Рахманинов, музыка, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments