Тамара Каминская - autoritaire (autoritaire) wrote,
Тамара Каминская - autoritaire
autoritaire

Потенциальный экстремизм (Тамара Каминская - autoritaire)







Нахожусь под впечатлением от разговора о современной литературе-макулатуре, которая издаётся в России, на русском языке и которая заполняет прилавки не только в Москве, но и у нас на Украине. Я подобные книжки не то что читать, а даже в руки брать не могу - отвращает всё, начиная с безвкусного до неприличия оформления. А сколько деревьев уничтожается для того, чтобы напечатать всё это.


Но вообще-то я не об этом. Просто этот разговор стал отправной точкой для цепочки ассоциаций, которые плавно привели к тому, что вспомнилось мне стихотворение, которое в детстве я многократно слышала от своих сверсников-поляков, которых в те далёкие времена во Львове было ещё очень много. Называется оно "Катехизис польского ребёнка". Его автор польский поэт и писатель Владислав Белза, который родился в 1847 году в Варшаве, в Варшаве же учился в гимназии, затем в Казанском кадетском корпусе, потом уехал из России и после блужданий по Европе, наконец, осел во Львове. Во Львове заведовал библиотекой Оссолиньских, а впоследствии был директором издательства Ossolineum. Умер в 1913 году и похоронен на знаменитом львовском Лычаковском кладище. Стихотворение это написано в 1900 году.

Kto ty jesteś? — Polak mały.
Jaki znak twój? — Orzeł biały.
Gdzie ty mieszkasz? — Między swemi.
W jakim kraju? — W polskiej ziemi.
Czym ta ziemia? — Mą ojczyzną.
Czym zdobyta? — Krwią i blizną.
Czy ją kochasz? — Kocham szczerze.
A w co wierzysz? — W Polskę wierzę.
Coś ty dla niej? — Wdzięczne dziecię.
Coś jej winien? — Oddać życie.

Кто ты будешь? - Поляк малый.
Какой герб твой? - Орёл белый.
Где живёшь ты? - Меж своими.
В каком крае? - В земле польской.
Что за земля? - Моя отчизна.
Чем добыта? - Кровью и ранами (шрамами).
Её любишь? - Люблю всем сердцем (искренне).
Во что веришь? - В Польшу верю.
Кем ей будешь? - Благодарным чадом.
Что ей должен? - Жизнь отдать.

Этот нехитрый стишок польским детям вкладывали в голову с самого рождения и в то время, когда Польша не имела своего государства, и во времена Народной Польши, продолжают делать это и сейчас. Это стихотворение взяли на вооружение и современные национально-озабоченные украинцы - перевели его на украинский язык, заменив Польшу на Украину, со своими заморочками: вместо "Отдать жизнь" у них "Добыть ей славу". Просто диву даёшься, насколько бесплодны эти "патриоты" - всё русское они отринули, своего создать не в состоянии, вот и остаётся бездарно копировать всё польское от государственного гимна до детских стишков.

У русских детей тоже нет такого короткого и ёмкого стихотворения, которое с детства бы программировало сознание маленького человека в патриотическом ключе. Но зато есть замечательные стихотворения Пушкина, его сказки, поэмы. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...". Помню эти свои детские книжки с красивыми иллюстрациями Виктора Васнецова. Но каково же было моё изумление, когда приблизительно год назад я узнала, что судом Ленинского района города Кирова Виктор Васнецов посмертно был признан художником-экстремистом на основании экспертизы, проведенной по его картине "Встреча Олега с кудесником", написанной в 1899 году. Картина эта - иллюстрация к "Песне о вещем Олеге" Александра Сергеевича Пушкина. К несчастью эта иллюстрация оказалась на обложке брошюры "Волхвы" (автор - некий писатель Алексей Добровольский, именующий себя Доброславом), текст коей был признан экстремистским. Васнецов и его картина попали под раздачу за компанию с этой брошюрой.
В экспертном заключении написано следующее: "Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре "Волхвы", использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки "Волхвы", на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу". Заключение это составили сотрудники кафедры педагогики и психологии Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

И эти люди учат тех, кто в свою очередь учит детей в школе! Диву даёшься, как сам-то Александр Сергеевич в экстремисты не попал за слова из "Песни о вещем Олеге":

"Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;"

Или за этот фрагмент из поэмы "Полтава":

"Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор - и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи."

Да и Лермонтов тоже мог бы схлопотать за свою "Казачью колыбельную песню":

"По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки баю."

Кстати, у нас во Львове лет двадцать назад подсуетились и за эти слова улицу Лермонтова в центре города преименовали в улицу имени Дудаева.

И эти строки из поэмы "Бородино" тоже при желании можно занести в чёрный список:

" И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!"

Во всех вышеприведённых отрывках налицо враждебное отношение к лицам других национальностей и призывы к насилию против них.

Шутки шутками, казалось бы и удивляться не стоило, ведь и до этого решением суда в Ростовской области от 11 сентября 2009 года писатель Толстой Лев Николаевич, мужчина 1828 г. рождения, русский, был признан экстремистом в ходе процесса по делу закрытия общины Свидетелей Иеговы в Таганроге.
Вроде бы, хорошее дело - закрытие тоталитарной деструктивной секты, но зачем приплетать сюда великого писателя, каким бы образом сектанты не трактовали его высказывания - это их проблемы.
Но по текстам Льва Николаевича была проведена экспертиза, которая засвидетельствовала экстремистский характер мировоззрения Льва Толстого, возбуждавшего религиозную вражду и (или) ненависть по признакам статьи 282 УК РФ, в частности в следующем высказывании:

"Я убедился, что учение церкви (Русской православной) есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения".
Суд постановил, что высказывание формирует негативное отношение к русской православной церкви (РПЦ) , и на этом основании статья, содержащая данное высказывание, была признана одним из экстремистских материалов. А ведь по закону материалы экстремистского толка должны быть уничтожены. Вот уж не знаю,как поступили с картиной Васнецова и статьёй Льва Толстого.

Ещё при своей жизни, в 1901 году, Лев Николаевич Толстой уже был официально осужден за крамольные мысли в отношении РПЦ и отлучен от церкви.
Но разве великого писателя может судить светский суд за его религиозные взгляды, тем более сто лет спустя после его смерти?

Вспоминается ещё один эпизод культурной жизни современной России. Году, кажется, в 2006 на телеканале "Культура" фильм классика советского кинематографа режиссёра Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" показывали в усечённом варианте - песня "Вставайте, люди русские" на слова Владимира Луговского, которая входит в кантату Сергея Прокофьева "Александр Невский", была вырезана из фильма.

"Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой!
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым бойцам — почёт и честь
А мёртвым — слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!
На родной Руси, на родной Руси
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!"

Тогда этот факт вызвал возмущение у людей неравнодушных, особенно в блогосфере. Это что ж, руководство канала испугалось того, что может быть обвинённым в экстримизме по статье 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"? Статья эта, как известно, в народе именуется русской, так как в основном именно русские привлекаются по этой статье так, как будто представители всех других национальностей, населяющих РФ, в экстремизме никогда замечены не были, потому что они исключительно законопослушные граждане, воспитанные в традициях дружбы народов.

Возвращаясь к польскому стихотворению, думаю, а есть ли в Польше уголовная статья против экстремизма? Наверное, что-то такое есть, ведь обязались же они при вступлении в ЕС своё законодательство по основным статьям привести в соответствие с общеевропейскими нормами, а ведь этих самых европейцев мёдом не корми, но дай им что-нибудь такое общечеловеческое. Но тогда, если руководствоваться российской практикой, этот стишок нужно было бы осудить и запретить. А они не осуждают и не запрещают. И Генрика Сенкевича в экстремизме не обвиняют. А учат детей с малых лет любить Польшу, гордиться тем, что они поляки, гордиться свершениями предков, не озираясь на то, нравится это другим народам или нет.

10 апреля будет ровно год с того дня, как разбился самолёт с польской делегацией, которая направлялась в Катынь отмечать годовщину расстрела польских офицеров. Чем не повод для Российской Федерации покаяться ещё в чём-нибудь, например в геноциде поляков, организованном русским экстремистом Иваном Сусаниным в 1613 году. А заодно будет пища для судов, чтобы обвинить в экстремизме посмертно и Михаила Глинку, как автора оперы "Иван Сусанин". А ещё можно обвинить в потенциальном экстремизме всех, кто любит поэзию Пушкина, Лермонтова, книги Толстого Льва Николаевича и Толстого Алексея Николаевича, ведь ухитрился же он написать рассказ под названием "Русский характер". А советских писателей, особенно тех, что про Великую Отечественную писали, может целый коллектив набраться, так их можно и судить коллективно, а, как известно, коллектив преступивший закон - это организованная преступная группировка, банда, одним словом. А все те, кто книги эти читали, если не соучастники, то недоносители, это точно.

Что до воспитания в детях любви к России и к своему народу, то, думаю, уповать на государство в лице школы, телевидения и прочего не стоит. Это задача, в первую голову, домашнего, семейного воспитания. Ведь все мы родом из детства. То, что ребёнок читает, слушает и смотрит в раннем детстве, остаётся с ним на всю жизнь в виде эталонной матрицы.

Прекрасно сказал об этом Владимир Высоцкий в своей песне:

"Если путь прорубая отцовским мечом
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!"




http://www.odnako.org/blogs/show_10055/

http://kob.su/forum/showthread.php?p=55585







Владимир Высоцкий - Баллада о борьбе: Значит нужные книги ты в детстве читал
Фрагмент из кинофильма "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" (1982)







Tags: Владимир Высоцкий, Россия, воспитание, литература, политика, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments