Тамара Каминская - autoritaire (autoritaire) wrote,
Тамара Каминская - autoritaire
autoritaire

Category:

Обольщение свободой или Тест на свободу слова (Тамара Каминская - autoritaire)




Какие привлекательные слова: свобода личности, свобода собраний, свобода вероисповедания, свобода слова... Обольстительность этим словосочетаниям придаёт слово "свобода".

Одни понимают свободу, как "я так хочу, мне так надо", и это самые передовые люди нашего времени, их называют либералами, либероидами или либерастами, кому что больше нравится. Другие, которых почему-то считают замшелыми марксистами, свободу понимают как "осознанную необходимость". Хотя трудно представить себе, чтобы Гегель, а, тем более Спиноза, таковыми являлись, ибо именно от них идёт такое понимание свободы, подхваченное Энгельсом, а за ним Лениным. Правда Спиноза и Гегель формулировали это дело в более витииватой форме, свойственной своему времени, а также остающейся на совести переводчиков.

Недаром все эти великие умы, как дятлы долбились по поводу осмысления свободы, как философской категории. На поверку оказывается, что разнообразные свободы просто позарез нужны абсолютно разным людям: к свободе парадов стремятся сексуальные меньшинства; к свободе пить, курить, сквернословить, употреблять наркотики и т.д. стремятся подростки, желающие вырваться из-под родительской опеки; свободы жаждут предприниматели, скрывающие доходы и выводящие капиталы в офшоры, попутно тяготящиеся пристальным вниманием государства; о свободе мечтают узники, как всегда ни за что томящиеся в сырых темницах; свободы требуют сердца и народы.


Все государства, провозглашающие себя демократическими (вне зависимости от наличия у них этой самой демократии), считают своим долгом записать в основной свод законов положения о правах и свободах своих граждан. И там всегда присутствует такое понятие, как свобода слова.
В связи с чем вспоминается шутка позднесоветского периода: американец, приехавший туристом в СССР, говорит, что всё ему здесь нравится, только одно плохо - нет свободы слова. Вот в Штатах можно встать перед Белым домом и закричать: Рейган дурак! - и ничего за это не будет. Советский гражданин ему в ответ: "Подумаешь, у нас тоже можно встать перед Кремлём и закричать: Рейган дурак! - и что характерно, у нас тоже за это ничего не будет."

То, что именно американец герой этой шутки, неслучайно. Общеизвестно, что Соединённые Штаты Америки, светоч свободы и демократии во всём мире, с тех пор, как на них свалилось счастье в виде огроменной статуи, изображающей тётку в непонятном головном украшении и с факелом в руке, озаботились придачей этой статуе, которую назвали "Свобода, озаряющая мир", не только утилитарной нагрузки, но и идеологической. Обладание таким подарком французских граждан, полученным к столетию провозглашения Декларации независимости, обязывало.
Необходимая ремарка. Сами французские граждане вполне удовольствовались уменьшенными копиями этого артефакта, что и не дало им основания претендовать на звание главного светоча и всё такое прочее.

С тех пор наши заокеанские "друзья" бледнолицые, а теперь уже и темнолицые "братья" с похвальной настойчивостью барана, атакующего новые ворота, и с самоотречённостью подвижника занимаются продвижением всевозможных свобод всеми доступными средствами: напалмом, бомбами, дипломатией канонерок и, конечно же, словом.

Ещё две с половиной тысячи лет тому назад греческий философ Гераклит Эфесский, прародитель диалектики, ввёл такое философское понятие, как "логос", которое в переводе с древнегреческого означает: слово, речь, причина, повод. Согласно Гераклитову учению, логос обладает функцией управления (людьми, вещами, процессами и самим космосом).

Американцы, как большие специалисты и в вопросах философии, взяли на вооружение учение великого грека - именно поэтому они такое значение придают слову и его свободе, как функции управления.

Нужно сказать, что и ученики Соединённых Штатов, попадающие под обольстительное обаяние всяческих свобод, не тянутся в хвосте процесса. Перво-наперво в отдемократизированных государствах учреждаются разнообразные средства массовой информации, дабы удовлетворить потребности и вкусы всех слоёв населения, нуждающихся в оной.

Нелишним будет заметить, что специалисты в области психологии на основании исследований утверждают, что более пятидесяти процентов женщин не обладают способностью к логическому осмыслению получаемой информации, в то время как более пятидесяти процентов мужчин этой способность обладают. Если принять за факт, что и мужчин и женщин приблизительно одинаковое количество, то с определённой натяжкой можно считать, что половина населения планеты не в состоянии логически проанализировать получаемую информацию. Вот тут-то и становится понятным принцип мажоритарности в любых избирательных технологиях, плебисцитах и опросах, где даже один голос свыше пятидесяти процентов даёт решительный перевес. А также значение свободы слова, позволяющей манипулировать общественным сознанием и, как следствие, настроением. Это означает, что, как минимум, половине населения посредством слова можно внушить необходимые мысли и идеи, достаточно их красиво упаковать. Ведь, как известно, чаще всего человек склонен воспринимать чужие идеи, если они ему нравятся, то есть воздействуют на его чувственный, а не логический аппарат.

Разработаны всевозможные теории и методы "правильной" подачи вербальной и визуальной информации. При окучивании населения информацией с экранов телевизоров идёт упор на клиповую или фрагментарную её подачу. Отрывки полезной и необходимой информации чередуются с малозначащими, при этом упор (интонацией подачи, музыкальным оформлением) делается на нужных манипуляторам фрагментах. Никогда не обращали внимание на бодрый и жизнерадостный тон, а также глуповатые ухмылки ведущих, когда они сообщают о каких-либо трагических событиях? И наоборот, неоправданно трагические интонации в тех случаях, когда возникает вопрос: с чего бы это?

В газетно-журнальной подаче информации тоже есть свои фишки. Здесь и разница в размере шрифта (аналогичный метод применяется в банковских договорах) и так называемый эффект супермаркета - это когда на передние полосы выносится та информация, на которой хотят сделать упор, вне зависимости от её полезности, важности, достоверности и прочих показателей, а другую, пусть и более нужную и полезную информацию, хоть и подают, сообразуясь со свободой слова и мнений, помещают на задворки, в такие места, куда заглянуть захочет только очень любознательный читатель или такой, который знаком с этими методами.

В связи с вышеизложенным слова Тютчева "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..." кажутся устаревшими, так как манипуляция сознанием при помощи слова и его свободы позволяет достаточно точно предугадывать то, как это слово может отозваться. Конечно, при условии достаточной квалификации того, кто это слово доносит до конечного потребителя.

Выяснить же, существует ли в каком-то конкретном государстве свобода слова, как и прежде, очень просто - для этого нужно встать перед его главным официальным зданием и прокричать сакраментальную фразу "Рейган дурак", если вам за это ничего не будет, значит свобода слова в этом государстве есть.

http://www.odnako.org/blogs/show_10225/

Tags: политика, свобода, свобода слова, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment